Особенные
Проект о людях с (не)ограниченными возможностями
Кто-то старается их не замечать, кто-то кидается на помощь, даже если она вовсе не требуется, или наоборот, стыдливо опустив глаза, пытается как можно быстрее пройти мимо. Их называют «особенными». И так оно и есть, но только не привычном смысле. Ведь пока все вокруг считают их возможности ограниченными, они путешествуют, прыгают с парашютом, исполняют свои мечты и берут от жизни все.

А затем выходят на сцену и рассказывают свою историю.
Август 2019-го
В Тюмени прошло первое занятие инклюзивной театральной лаборатории «Здесь Я». Ее участниками стали как люди с инвалидностью, так и без нее. Вместе они почти полгода понемногу открывают для себя театр: начиная от драматургии и заканчивая основами режиссуры.
Участники готовятся к премьере итогового показа лаборатории. В нем они воплотят в жизнь все свои идеи и расскажут о мыслях, мечтах, неудачах и надеждах.
Декабрь 2019-го
8
историй вошло в спектакль-променад. Реальных и откровенных.
Невероятных и поразительных. Историй, вдохновивших нас на этот проект.
132
Именно столько человек стало ближе к театру, благодаря лаборатории «Здесь Я». Мы познакомим тебя лишь с некоторыми из них. Но представим их такими, какие они есть. Без шаблонов, масок и прикрас.
У меня безграничные
возможности
Асия – опытный путешественник. За ее плечами больше семи стран. И каждую она посетила, сидя в инвалидном кресле.
В первые поездки Асия отправилась как участница чемпионатов и первенств по спортивным танцам на колясках.
читать далее
Обратно она вместе с партнером возвращалась уже как призер. «Выход на сцену – это всегда праздник. Сделать макияж, надеть красивое платье и вперед».

Когда пришло время расстаться с танцами, Асия открыла для себя другие виды спорта: дартс, теннис и даже прыжки с парашютом. Но сцена ее не отпустила: Асия пришла в театр. Сначала приняла участие в спектакле «Я говорю» Юлии Вологжаниной, затем в лаборатории «Здесь Я» и постановке «Дежавю» Екатерины Бертрам. «Я с детства любила театр. Собирала фотографии актеров, они тогда казались мне небожителями. И тут вдруг сама вышла на сцену. С ума сойти!».


Я стала свободной
Виктория увидела афишу лаборатории и поняла, «звезды сошлись». Уже много лет она возглавляет детский театральный коллектив. Среди воспитанников – и ребята с ОВЗ.
читать далее


Как работать с ними, с чего начать, как создать добрую атмосферу в коллективе с этими вопросами она и пришла на лабораторию.

«После первых же занятий
я внедрила новые знания в работу с детьми. И увидела, как они вырастают, меняются на глазах. Будто эти упражнения срывают
с них маску и показывают настоящими».

Трансформация не обошла стороной и саму Викторию. Она призналась, что постепенно
в ее жизни все стало складываться так, как надо. Само собой. «Наверное, дело в том, что
я стала свободной. Поняла, что могу все».


Все возможно
Врачи предрекали Владе страшную судьбу. Ее маме Яне говорили: ««Зачем она вам нужна, оставьте ее». Яна не слушала и боролась. Боролась, когда ей сообщили, что ее дочь не сможет ходить, когда не верили, что она заговорит и ставили диагноз «необучаема».
читать далее
Влада пошла на поправку.
Но тут новая напасть: перед реабилитацией у дочери начались приступы эпилепсии. Врачи отказались начинать процедуру, пока не купируют приступы.
Но чтобы это сделать, Владе пришлось применять сильнодействующие препараты. Из-за них девочка остановилась
в развитии.

Тогда Яна взялась за лечение дочери сама. Она поставила
ее на ноги, отучилась на логопеда
и научила Владу говорить.

Свою историю они рассказали
на одной из локаций итогового спектакля. Не зная о случившемся, трудно поверить, что эта девочка, прочитавшая наизусть стихотворение Льюиса Кэрролла, не должна была даже говорить.
Встала и пошла
Посмотришь на Аллу и никогда не подумаешь, что она автор истории для локации Одиночество. История эта произошла много лет назад с ее знакомой, но вспомнилась почему-то именно на лаборатории.
«У нее была счастливая жизнь. Учеба на «отлично», красный диплом, карьера.
читать далее


читать далее


Но в идеальном мире не было места семье и детям. Годы прошли, красота угасла, карьера достигла пика. И она осталась одна».

Для Аллы «одиночество» тоже не пустой звук. Перед тем, как она попала на лабораторию, в ее жизни случилось несчастье. О нем она попросила умолчать. Сказала только, что хочет, чтобы зрители спектакля задумались, что наша жизнь быстротечна. «Время не лечит. Но люди всегда вытягивают других людей из омута одиночества, даже негативом».
Каждая девочка
мечтает стать актрисой
На пенсии жизнь только начинается. И Любовь тому подтверждение.
Два года назад она ушла на заслуженный отдых и поняла, что не хочет сидеть на месте. С этого началась захватывающая история ее увлечений.
читать далее
Волонтерство, исторические танцы, настоящие балы, съемки
в кино. В этом списке не хватало только театра. Так Любовь стала участником лаборатории.

В спектакле она сыграет ту самую успешную, но очень одинокую женщину. «Это история Аллы,
но она почему-то с уверенностью заявила, что сыграть ее обязательно должна я».
Я стал себя чувствовать лучше
Знакомьтесь, Марат. У него … группа инвалидности. Поэтому он не может рассчитывать на высокооплачиваемую должность даже с двумя высшими образованиями. Но его это не волнует.
читать далее


читать далее


Работая культорганизатором, Марат создал проект инклюзивного клуба «Молодежный MIX» и выиграл на него грант. Теперь здесь проходят мастер-классы, праздники, представления и вечеринки.

На этом он останавливаться не собирается: продолжает развиваться в социальном предпринимательстве и увлекается театром. Лаборатория – не первый его опыт. Он уже участвовал в спектакле «Я говорю» режиссера Юлии Вологжаниной.

В постановке «Здесь Я» Марат сыграть не смог – уже ждет следующий проект. Но на занятиях по драматургии он успел поделиться своей историей. «Я писал о первой влюбленности. Она случилась со мной в 7-8 лет. В тот момент я этого не осознавал, а сейчас понимаю, что это была она».
Мне очень нравится
выходить на сцену
В раннем детстве Разиле вынесли страшный вердикт: необучаема
в связи с ментальными нарушениями. Но ее мама
не опустила руки: к первому классу девочка успешно прошла медкомиссию и ее приняли
в первый класс.
читать далее
Его она закончила на «отлично». Но столкнулась
с некомпетентностью учителя, который не поддержал,
а, наоборот, оставил ее без внимания. Со школой пришлось расстаться. Мама взяла все в свои руки и начала развивать в дочери творческое начало. Здесь то
и раскрылись ее таланты
к рисованию и вокалу.

Сегодня Разиле 31. Она прекрасно поет, увлекается театром
и не боится выходить на сцену. «Люблю выступать и не боюсь начинать что-то новое».
Мама Роза
Разия – мама Марата и Разили. Именно ради них она пришла на лабораторию. И не только. Сама себе она поставила глобальную цель – сделать так, чтобы детей с ментальными и физическими нарушениями воспринимали в обществе как равных.
читать далее
Для этого она развивает клуб молодых ...инвалидов «Горизонт», помогает сыну в клубе «Молодежный MIX», устраивает городские инклюзивные события.
«Однажды вместо мастер-класса по имиджу у нас прошел театральный тренинг. Тогда во время занятия я и увидела, что мои ребята умеют летать. Я поняла, это то, что нам нужно».
Разия хранила эту мечту до прошлого года. Тогда Юлия Вологжанина предложила им поучаствовать в проекте «Я говорю». А уже в этом – Разия
с детьми пришла на лабораторию «Здесь Я».
К спектаклю присоединиться Разия уже не смогла, пришла пора переходить к следующим проектам: почти весь декабрь она посвятит инклюзивным концертам и представлениям. С членами клубов она проводит почти все свободное время. За это ее и прозвали мама Роза.
Мы не должны
воспринимать их как
инвалидов. А это тяжело
Антонина в Тюмени всего три месяца. Но уже успела поучаствовать в огромном количестве проектов.
«Сидеть дома не умею, поэтому, как только приехала, сразу начала искать, чем заняться».
читать далее
Так Антонина и пришла на лабораторию. По-началу ей было тяжело взаимодействовать
с коллективом. «Потом я поняла, что мы просто не должны воспринимать их как инвалидов. Хотя это и сложно». В спектакле Антонина не участвовала, но всей душой болела за премьеру.
«Я бы хотела, чтобы спектакль был вдохновляющим, двигал вперед, мотивировал».
Мысли нужно чистить ежедневно, как зубы. Театр в этом помогает
В детстве Наталия мечтала поступить в институт культуры, но не сложилось. Пришлось поступать на бухгалтера.
читать далее
Но творческие люди все равно постоянно окружали ее. Среди них приятельница Виктория. Она то и пригласила ее на одну из читок лаборатории. «Я пришла, послушала, и поняла, что хочу так же».
Проект очень вовремя встретился на пути Наталии. «Моя жизнь – это взлеты и падения. Но я, как птица Феникс, после каждого такого падения расцветаю вновь. Последнее пике случилось перед моим приходом сюда. Я узнала, что у меня смертельный диагноз».

Наталия честно призналась, что первое время ее мучили чувство вины и жалость к участникам с инвалидностью. «Но сразу за ними пришло восхищение. И мысль о том, почему же я себе рассказываю, что у меня все в жизни плохо, а они ей радуются. Неизвестно, сколько жизни осталось, нужно делать, что хочешь. А они раздвигают рамки, вытаскивают из страданий».
Я забыла про страхи
и зажимы
С лабораторией Галину свел случай. «Я хотела попасть на спектакль «Космоса» «Тюмень. Остаться Нельзя Валить». Но билетов на него, к сожалению, не оказалось. Тогда администраторы рассказали мне об инклюзивной лаборатории.
читать далее
Они спросили: «Хотите поучаствовать?» Конечно,
я согласилась».

Галина, как и другие участники, разрывается между несколькими проектами. Поэтому как только заканчивались занятия лаборатории, она бежала на сборы и мероприятия. Сразу после выхода на пенсию Галина стала членом организации «Серебряные волонтеры», и теперь проводит мероприятия в детских домах, больницах, домах престарелых
и помогает на городских событиях. «Во многом на лаборатории мне помог опыт волонтерства. Но занятия позволили мне забыть
о страхах и зажимах».
До этого у меня не было даже мысли, что я могу пригодиться
в инклюзии
У двоюродной сестры Елены ДЦП.
читать далее
Но это не помешало им дружить все детство. Сама Елена никогда не понимала, чем ее сестра отличается от других. «Мы постоянно с ней болтали, много гуляли, ходили друг к другу в гости. Да, я не всегда понимала ее речь. Но всегда же можно переспросить». В школе ее мнения не разделяли. Над девочкой начали издеваться. «Я увидела это случайно. Сидела на уроке технологии и в окне заметила, как сестра идет в сторону дома. А вокруг нее – куча других детей. Они ее дразнят, дергают. Я выбежала из кабинета и побежала защищать».

Придя в инклюзивную лабораторию, Елена поняла, что
в детстве была права. И теперь продолжает относиться к участникам с инвалидностью точно так же, как и к остальным.
Жаль, что я не пришла
сюда с самого начала
О лаборатории Надежда узнала на другом проекте и сразу решила присоединиться. А сейчас жалеет, что не прошла все три этапа «Здесь Я».
читать далее
Очень надеялась принять участие в постановке, но не вышло. Поэтому Надежда все силы бросила на помощь в подготовке
к нему. «За время лаборатории
я испытывала разные эмоции:
и печальные, и радостные. Но вместе они всегда рождали необычные чувства».